В прошлую среду на онлайн-конференции «Новый тренд: Покупай российское» мы обсудили перспективы российской экономики, а также нынешнее положение фондового рынка и рубля. В рамках темы недели мы продолжаем и подготовили статью «Есть ли жизнь после санкций?». Ждем ваших комментариев и обсуждений.
О санкциях за лето говорили столько, что, кажется, эта тема уже набила оскомину. Как только в начале августа появилась новость о том, что в Россию не будут ввозить товары из стран США и ЕС, в магазинах тут же появились встревоженные покупатели (в частности, пенсионеры), которые судорожно начали скупать гречку, рис и прочие крупы – запасались сухим пайком. Все потому, что было много разговоров о дефиците и пустых полках – сейчас это уже можно назвать искусственным ажиотажем. На самом деле, настоящий дефицит начинается не сразу, а когда заканчиваются запасы на складах. Вот тогда поставщики должны быстро придумывать, чем бы заменить популярный продукт.
Сейчас, когда прошел практически месяц с введения эмбарго на импорт, интересно было бы оценить – получилось ли у них? Что вообще изменилось в жизни разных стран? Как сейчас живут «они без нас» и справляемся ли «мы без них»?
Они без нас
Судя по сводкам, «они» уже не очень-то рады, что затеяли «санкционную» борьбу с Россией: потери Румынии от продуктового запрета составляют уже около 10 млн евро, Латвия потеряла 54 млн евро, Эстония – 89 млн евро, а Литва целых 900 млн евро.
Положение, прямо скажем, сложное, и каждый выходит из него, как может. К примеру, Латвия пытается накормить невостребованными продуктами солдат НАТО, однако здесь конкуренция слишком высока: точно такой же путь сбыта наметили себе большинство стран Евросоюза.
Есть примеры другого характера, и их, на самом деле, масса. Так, особо изворотливые поставщики продовольствия из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, несмотря на запреты, продолжают ввозить в Россию продукты – правда, через Белоруссию. Причем, что интересно, белорусские чиновники всячески поддерживают реэкспорт в нашу страну запрещенных товаров. Оказывается, они их слегка перерабатывают (интересно, каким образом) и затем перекладывают в упаковку с надписью «Сделано в Белоруссии». Надеются, видимо, на исконно русский «авось».
Это еще не все приключения на границах. Так, американские сосиски, общим весом в 24,7 тонн, решили поддержать «игру в лазутчиков» и практически под покровом ночи пытались проникнуть на территорию нашего Дальнего Востока. Тем временем, партия куриц из США также в объеме 78,56 тонн была доставлена на торговых судах в порт Владивостока.
Начальник Управления операций на российском фондовом рынке из ИК «Фридом Финанс»
Георгий Ващенко уверен: когда в новостях говорят, что объем импорта составлял $12 млрд, это неверно отражает масштаб ситуации.
«Чтобы продукты попали с грядки на стол, — комментирует эксперт, — нужен не только фермер и магазин, а целая цепочка посредников: склады продукции, грузоперевозки, таможенные службы и др. По обе стороны границы все эти люди и компании в одночасье остались без работы. Теперь они не смогут выплачивать кредиты, а вместо спроса на товары и услуги создадут нагрузку на бюджет. Т.е. объем потерь в экономике гораздо больше тех $12 млрд, о которых говорят».
Мы без них
Как показал август-2014, нас не сломить и туземным сыром не заманить. На днях Аркадий Дворкович, Заместитель председателя правительства Российской Федерации, отметил, что в российских магазинах все идет по плану: ассортимент постепенно меняется, товары из стран, попавших под эмбарго, сменяет продукция Кавказа и Центральной Азии. По-прежнему на прилавках лежат свежие фрукты, вот только предыдущего поставщика, Грецию, вытесняют Сербия и Турция. Так, представители «Дикси групп» лично совершили бизнес-поездку в Сербию, чтобы договориться о прямых фруктовых поставках.
Тем временем, место норвежской семги в холодильниках занимает красная рыба компаний «Русское море» и «Русский лосось» из Мурманска. Кстати, планы по поставкам уже сейчас – грандиозные. «Русское море» собирается в течение пяти лет в любом случае вытеснить норвежскую семгу с рынка, тем более, что отечественная рыба по качеству ничуть не хуже, а в магазины попадает в разы быстрее, сохраняя свежесть. Это понимают и инвесторы: акции «Русского моря» за последнее время стали достаточно привлекательны. Они торгуются на ММВБ (РуссМоре), РТС (RSEA) и с начала марта 2014 года проделали путь в 56 пунктов (с 26 до 82). Сейчас, на общей коррекции российского фондового рынка после введения санкций, есть смысл присмотреться к этим ценным бумагам, пока они находятся на уровне в 48 пунктов.
Между тем, Калининградская область, может, и не станет никогда второй Францией, но производство сыров там начинает набирать нешуточные обороты. Уже сейчас в рамках «молочной программы» отрасль получила внушительные инвестиции на первичное производство молока и его промышленную переработку. Хотя производители из Гусевского района предлагают пока только четыре вида твердых сыров, но в следующем году обещают значительно расширить линейку.
Несмотря на кажущийся подъем в продовольственных сферах, биржевой эксперт и ведущий Business FM
Владимир Левченко настроен не особенно оптимистично: он считает, что, как ни крути,
«эмбарго на импорт продовольствия – это удар по здоровью нации и приближение экономического краха». Что ж, поживем – увидим.
Что с ценами?
Самих потребителей больше всего, конечно, интересует рост цен. И он вполне возможен. Недавно производители рыбной и молочной продукции Калининградской области объявили о том, что с 1 сентября этого года поднимают цены до 20%. Тем не менее, Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу «Церих Кэпитал Менеджмент»
Андрей Верников уточняет, что дефицита товаров в принципе не ожидается, а цены на основную корзину продуктов государство будет как можно дольше держать под контролем.
И это действительно так: в целом по стране ситуация по части цен достаточно стабильна, потому как за ними постоянно наблюдают контролирующие органы. Тщательному анализу подвергаются рынки, крупные торговые сети, а также мелкие розничные магазины всех городов и районов. Причем надзорные комиссии подошли к вопросу со всей серьезностью: они проводят специализированные рейды и проверяют объективность жалоб, поступающих на «горячую линию». Такой «телефон доверия» был создан во многих городах России специально для того, чтобы потребители сообщали о беспочвенном завышении цен.
В результате масштабной работы, по данным Минпромторга, Минсельхоза и Росстата, за август повышение цен составило всего 0,1-0,2%.
Трава не расти?
Тем временем, инновационный сектор нашей страны сильно пострадал от западных санкций – просадка за первое полугодие 2014 года составила 50 млн долларов. Причина в том, что потенциальные инвесторы перестали вкладывать средства в отечественные проекты и, соответственно, ожидаемые инвестиции отрасль не получила. Кроме того, были закрыты доступы к средствам разработки, а также приостановлены программы сотрудничества с теми странами, которые поддержали санкции. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) отмечает, что в ближайшее время под ударом будут проекты из области медицины, биотехнологий, IT, транспорта и др.
Несмотря на такое, казалось бы, негативное положение дел, русский человек унывать не привык и готов, условно говоря, взращивать цветы даже сквозь асфальт. В мае и июне как раз именно в зависимых от запада областях произошел рост новых проектных разработок: в фармацевтике (14%), биотехнологиях (18%) и микроэлектронике (17%). В целом, за последние полгода изобретать в нашей стране стали на 18% активнее, а число стартапов увеличилось на 15%, причем 68% из них реализуются в реальном секторе.
О сельскохозяйственной отрасли
Тем временем, Правительство РФ обратило пристальное внимание на аграрный сектор. На совещании в Курской области 22 августа Дмитрий Медведев особо отметил, что господдержка будет осуществляться по таким направлениям, как модернизация базы производства, развитие садоводства, тепличного овощеводства, а также логистических центров хранения и переработки сельхозпродукции.
Получается, благодаря санкциям, у отечественного сельского хозяйства есть уникальный шанс совершить скачок в развитии, а правительство ему в этом поможет.
Георгий Ващенко считает, что для сельского хозяйства отмена санкций была бы очень некстати. Более того,
«если санкции не будут отменены в течение ближайших месяцев, то через год это уже будет абсолютно невозможно, ведь, к примеру, строительство одного агрокомплекса занимает 2 — 4 года».
Владимир Левченко к этому добавляет, что правительству стоит решить проблему с отсутствием инфраструктуры для поставок нашей с/х продукции в магазины, ведь пока нет складских помещений, необходимых холодильников и прочего. Тем не менее, начало положено, и это уже большой шаг.
Жизнь продолжается
Все мы привыкли к тому, что одни рынки растут, другие падают, какая-то валюта укрепляется, какая-то ослабевает, и кто-то всегда на этом зарабатывает.
Но санкции – это нечто новое. Своеобразная проверка на самостоятельность, причем как нашей страны, так и всего остального мира. И в этой ситуации много плюсов. Мы констатировали, что Европа теряет без нас деньги. Мы поняли, что можем сами производить для себя многое из того, что раньше перекупали у других. Мы вспомнили, что у нас есть сельское хозяйство, и что наша страна – сама по себе крупнейший поставщик зерна. Мы удачно заменили запрещенные продукты равноценными по качеству. Мы наладили новые экономические и торговые связи, обнаружив, что кроме США и Еврозоны есть другие страны, которые что-то производят.
В продолжение темы рекомендуем вам ознакомиться с результатами онлайн-конференции
«Новый тренд: Покупай российское!», на которой финансовые эксперты честно ответили на самое животрепещущие вопросы наших читателей.
www.ilerney.com/info/articles/sanctions/
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий